Коммерсантъ,
15 февраля 2019 г.
Цена вопроса
446 просмотров
Термин «кредитные организации» применительно к банкам сегодня используется, пожалуй, только в России. В странах с развитым финансовым рынком давно поняли, что функционал банков гораздо шире — это финансовые институты, в которых непосредственно кредитные операции приносят менее половины всех доходов. Основную прибыль банки извлекают из комиссионных операций, что позволяет добиться диверсификации, а значит, устойчивости бизнеса.
Тем не менее и в России явно прослеживается тренд на рост доли комиссионных доходов в общей сумме процентных и комиссионных доходов банков. Да, в 2007–2008 годах этот показатель составлял около 45%, а по итогам прошлого года — всего 36%. Однако надо понимать, что десять лет назад банки маскировали под комиссии как раз доходы от кредитования. По сути, это был квазипроцентный доход — дополнительная часть кредитной ставки. Поэтому доля реальных комиссионных доходов растет последние годы.
Объясняется эта тенденция несколькими факторами. Один из них — сокращение процентной маржи сектора. С середины 2018 года начался постепенный рост ставок привлечения, при этом ставки по кредитам росли с некоторым запозданием, что и привело к так называемым процентным ножницам, которые «порезали» процентную маржу банковского сектора. Второй и, пожалуй, более значимый фактор — ускорение роста продаж комиссионных продуктов, прежде всего страховых. Причем активно продается не только так называемое кредитное страхование, но и добровольные страховые продукты. Взрывной рост уже несколько лет демонстрируют продажи инвестиционного страхования жизни. Свою долю в рост комиссионных доходов принесла и сфера управления активами. Индивидуальные инвестиционные счета, паевые инвестиционные фонды, ОФЗ для населения активно продавались клиентам. Кроме финансовых банки стали продавать и иные услуги — юридические сервисы, телемедицину, ряд других сервисов. Отдельно стоит отметить расчетно-кассовое обслуживание. Специализированные расчетные банки задали новые стандарты обслуживания клиентов.
Однако заветная мечта банковского сообщества — равные доли комиссионных и процентных доходов — представляется мне недостижимой как минимум в ближайшем будущем. Например, в сегменте продаж страховых продуктов хотя и будет продолжаться рост, однако, очевидно, произойдет охлаждение спроса. Банки и страховщики, ЦБ и ВСС, в ответ на проблему мисселинга разработали жесткие стандарты, что приведет к снижению объемов продаж. Иллюзий о том, что можно стать специализированным расчетным банком без существенных рисков, также ни у кого не осталось. Мы видели массу примеров банков, которые начали активно развивать расчетно-кассовый бизнес и сразу же получили целый ряд претензий по 115-ФЗ. Жесткий комплаенс и соответствие требованиям Росфинмониторинга непросто совместить с амбициозными планами по захвату доли рынка РКО.
Очевидно, что увеличение объема комиссионных доходов продолжится, но рост их в структуре доходов банков замедлится. Барьеры на пути расширения этого бизнеса прежде всего связаны с регулятивными требованиями. Некоторые специализированные расчетные банки, уже проинвестировавшие в цифровизацию бизнеса и качество комплаенса огромные суммы, будут наращивать долю на рынке РКО. Банки, улучшающие сервис и удобство продаж страховых, инвестиционных и других продуктов в цифровых экосистемах, будут доминировать на рынке комиссионных продаж. Концентрация в этих двух сегментах будет только расти.
Павел САМИЕВ, гендиректор аналитического агентства «БизнесДром»
Вся пресса за 15 февраля 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Агенты, Сотрудничество, Банкострахование
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 декабря 2025 г.

|
|
Коммерсантъ, приложение, 24 декабря 2025 г.
Рост с препятствиями

|
|
Коммерсантъ, приложение, 24 декабря 2025 г.
Узкая специализация как конкурентное преимущество

|
|
Коммерсантъ, приложение, 24 декабря 2025 г.
В погоне за инвестициями

|
|
Коммерсантъ, приложение, 24 декабря 2025 г.
Средняя выплата выросла

|
|
Коммерсантъ, приложение, 24 декабря 2025 г.
Лидеры аварийности

|
|
Коммерсантъ, приложение, 24 декабря 2025 г.
«Страховое сообщество стало самым организованным на финансовом рынке»

|
|
Коммерсантъ, приложение, 24 декабря 2025 г.
СМО на страже ОМС и пациента

|
|
Коммерсантъ, приложение, 24 декабря 2025 г.
«Возникает острое желание в страховании общаться с менеджером напрямую»

|
|
Коммерсантъ, приложение, 24 декабря 2025 г.
Нарастание страхового возмещения

|
|
Коммерсантъ, приложение, 24 декабря 2025 г.
Длиннее жизни

|
|
Коммерсантъ, приложение, 24 декабря 2025 г.
Крупнейший и еще крупнее

|
|
Коммерсантъ, приложение, 24 декабря 2025 г.
Концепция API

|
|
Коммерсантъ, приложение, 24 декабря 2025 г.
Между клиникой и кликом

|
23 декабря 2025 г.

|
|
За рулем, 23 декабря 2025 г.
Власти РФ предложили решение проблемы со страховкой в такси

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2025 г.
Страхование имущества от катастроф будет падать в цене, но останется привлекательным для перестраховщиков

|
|
Молодежная газета, Уфа, 23 декабря 2025 г.
В Башкирии смогли направить в 2025 году более 214 млн рублей на агрострахование

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2025 г.
Активность в сфере слияний и поглощений в страховом секторе сохранится и в 2026 году

|
 Остальные материалы за 23 декабря 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|